Эпоха Патэ

Эпоха Патэ

Период 1903—1909 гг. в кино был эпохой Патэ. Его необыкновенна предприимчивость в течение пяти лет превратила кинематограф из кустарного производства, каким он был у Мельеса, в мощную отрасль промышленности.  Венсенн  сделался кинематографической столицей мира.

У Патэ, как и у Мельеса, стоимость фильма окупалась уже после продажи пятнадцати копий. Между тем копии каждого сделанного в Венсеин фильма продавались в сотнях, а иногда и в тысячах экземпляров. Ежегодно еще до конца января текущая продажа копий окупала стоимость всей подлежащей выпуску до конца года продукции. Следовательно, каждый проданный в течение последующих одиннадцати месяцев метр фильма представлял уже чистую прибыль. Продажа дошла вскоре до 10, 20, 40 и 80 километров пленки в день, и каждая 1000 франков, вложенная в дело, в течение только одного года приносила десять тысяч прибыли.

«Кинематограф — это газета, школа и театр завтрашнего дня», – писал один из служащих Патэ, инженер Дюссо. Эти слова оказались про­роческими. Но в Венсенне кино было главным образом ярмарочным аттракционом.

В тысячах ярмарочных балаганов клоуны, уроды, комедианты, акробаты и борцы, которых надо было ежедневно кормить, заменялись целлу­лоидными лентами. Кинематограф в свое время пленил Мельеса тем, что он осуществил мечту Вокансона, Дроза (Вокансон – создатель говорящих и играющих автоматов, Дроз – швейцарский часовщик, создавший в 1794 году пишущих, рисующих и музицирующих автоматов – «андроидов») и Робера Удэна — мечту о «механическом человеке». Этот автомат усилиями Патэ превратился в робота, экономящего заработную плату без уменьшения суммы выручки. Про­исходила гигантская рационализация ярмарочных зрелищ, от которой торговцы, правда, получали свою часть дохода, но вся сверхприбыль оказывалась в кассах Венсенна.

«За исключением военного производства,— с гордостью писал позднее Шарль Патэ,— я не думаю, чтобы во Франции существовала отрасль промышленности, развитие которой происходило бы столь же быстро, как наша, и которая давала бы своим акционерам такие высокие дивиденды». В период своего расцвета фирма «Братья Патэ» действительно получила огромные прибыли: 345 тысяч франков в 1900 г., 910 тысяч в 1902 г., 1370 тысяч в 1904 г., 6,5 миллиона в 1,906 г., 24 миллиона (включая амортизацию) в 1907 г. при начальном капитале в 2 миллиона, доведенном до 5 миллионов путем даровой раздачи акций членам Совета фирмы. В этом подсчете   не   были  учтены   значительные   дивиденды,   выплачивавшиеся членам Совета фирмы, а также суммы, не показанные в бухгалтерских отчетах фирмы.

В 1907 г. кинематограф вернул Патэ и финансировавшей его группе Нейре сумму, превосходящую капитал 1907 г. по меньшей мере в десять раз. Наступление, начатое на ярмарках департамента Сены и Марны, с триумфом продолжалось на пяти континентах. Неутомимый представитель фирмы Поппер начиная с 1902 г. объездил весь мир и открыл агентства в Лондоне, Нью-Йорке, Берлине, Москве, Брюсселе, Санкт-Петербурге, Амстердаме, Барселоне, Милане, Ростове-на-Дону, Калькутте, Варшаве, Сингапуре и т.д.

Эти агентства быстро превратились в отделения. В 1908 г. фирма владела в США недвижимостью стоимостью в два миллиона и копировальной фабрикой вблизи Нью-Йорка, где она предполагала открыть свои студии. В 1908 г. метраж фильмов, проданных Патэ в США, вдвое превышал метраж всех проданных фильмов крупных американских продюсеров вместе взятых.

Повсеместно галльский «Петух» (фабричная марка Патэ) привлекал в залы синематографов толпы зрителей. В Венсенне по инициативе Шарля Патэ, действовавшего по совету своего друга Лелиевра, доверенного лиц одного из крупных банков, был выработан план дальнейших действий.

До сих пор развитие дел фирмы шло как бы вширь: большое жирное пятно постепенно расплывалось из Венсенна по всему земному шару. Шарль Патэ направил все свои усилия к тому, чтобы углубить это раз­витие. Он хотел овладеть всем, начиная от фабрик пленки и аппаратуры и кончая залами и балаганами, где бы показывались его фильмы.

15 июле 1907 г. Патэ осуществил то, что во французских кинематографических кругах назвали «государственным переворотом». Циркулярным письмом было объявлено, что знаменитая фирма прекращает продажу своих фильмов. Эксплуатация фильмов Патэ была исключительно предоставлена пяти мощным монополиям, поделившим между собой Францию, Бельгию, Голландию и Северную Африку. Одни из этих монополий непосредственно контролируемые Патэ, объединили залы, которые он начал открывать в Парижском округе. Другие тяготели к финансовой группировке, представляемой адвокатом Бенуа Леви, но они также были связаны с Патэ договором на поставку фильмов.

Монополии строили свою работу на базе так называемых цепочек (circuits), довольно коротких маршрутов по определенным залам, поскольку стационарная проекционная аппаратура тогда только еще вводи­лась. Для этой цели монополии привлекали концессионеров, превратившись, таким образом, как бы в оптового прокатчика, поставлявшего владельцам кинотеатров фильмы для организации сеансов.

«Государственный   переворот»   ускорил разделение  сфер деятельности, которое намечалось в кинематографии уже начиная с 1902 г. С развитием эксплуатации возникла отрасль торговли случайными фильмами которая все больше и больше занималась прокатом картин. В то время как и теперь, деятельность   кинематографии   распадалась   на   производство   фильмов  – промышленность;   прокат,  который,  в   сущности,   был видом оптовой торговли,   и   эксплуатацию – показ   фильмов зрителям, что соответствовало розничной торговле.

Патэ, будучи промышленником, хотел вместе с тем стать оптовым и розничным торговцем. Он подражал примеру фирмы «Истмен-Кодак Компани», которая производила пленку и аппаратуру, располагала собственными складами, агентами, магазинами, а также передавала свою продукцию для продажи отдельным розничным торговцам на довольно жестких условиях.

Основной акционерный капитал компании «Патэ Монополь» в 1907 превышал   15 миллионов  франков   золотом.   Продолжая   руководить созданными им или находящимися   под его контролем компаниями, Шарль Пата начал внедрять на своих   предприятиях  производство   аппаратур и оборудования.

Проекционная аппаратура   производилась  в   Бельвилле компанией Континсуаза, которую Патэ финансировал, и которая находилась под его контролем. Это была самая крупная фабрика проекционной аппаратур в мире,  и до  1914 г.  в  большинстве  стран восемьдесят процентов всех зрительных залов было оборудовано аппаратурой Патэ. Компания Континсуаза также поставляла съемочную аппаратуру и оборудование.

Чтобы   приступить   к   производству   пленки,   надо   было   подорвать почти абсолютную монополию, принадлежавшую «Истмен-Кодак Компании» еще со времен «Черной Марии». Эта   фирма, получавшая, ежегодно сказочные прибыли, имела в то время только двух незначительных конкурентов: Люмьера во Франции, производившего ничтожное количество пленки и Блера в Англии, выпускавшего с помощью примитивного оборудования продукцию посредственного качества. Свыше девяноста пяти процентов всей пленки, употреблявшейся в мире, производилось фирмой «Кодак». Патэ со своей ежемесячной потребностью в миллион метров являлся потребителем почти половины всей продукции «Кодака».

Собранные Патэ сведения показали, что метр пленки, стоивший ему примерно пятьдесят сантимов, обходился фабриканту в два-три сантима. При этом производство пленки влекло за собой меньший риск и приносило больший доход, чем ее демонстрация. Однако секреты производства американской фабрики строго сохранялись: химические рецепты вообще труднее разгадать, чем чертеж шестеренки. Для создания эмульсий европейская фотографическая промышленность имела способных технологов, но производство прозрачной целлулоидной подложки всюду, за исключением Америки, находилось в зачаточном состоянии. Эта проблема не была еще решена, когда немецкий химический трест объявил об изобретении   подложки   из   ацетата   целлюлозы, обладающего всеми   качествами целлулоида и к тому же невоспламеняющегося. Данное изобретение дало возможность Шарлю Патэ вступить в борьбу с производством в Рочестере. Купив через третьи руки английскую фабрику Блера в Футс-Крэй, Патэ усовершенствовал ее и организовал изучение технологии. Это предприятие позволило   ему затем  открыть в Венсенне гигантскую  фабрику  по производству пленки.

Монополизировав «материю», Шарль Патэ стремился также монопо­лизировать и «дух». После 1906 г. длина фильмов обычно уже превышала триста метров, содержание их усложнилось, значение сценариев возросло. Патэ пришел к выводу, что создание фильмов на основе классических театральных и литературных произведений должно быть прибыльным. Еще раньше эта мысль возникла и у Бенуа Леви, представлявшего финансовую группировку, независимую от Венсенна. Патэ расстроил переговоры, которые адвокат Леви вел с «Обществом литераторов», сам повел их от своего лица и год спустя довел до благоприятного для себя конца. Учреждением «Кинематографического общества авторов и литераторов» (S.C.A.G.L.), которым руководил Пьер Декурселль, компания Патэ обеспечила себе права на большую часть французского репертуара.

Патэ стремился все контролировать, все охватить, от замысла писателя до зала, где показывались фильмы, от ярмарочного балагана до фаб­рики пленки. В течение шести лет сформировался гигантский трест, простиравший свое влияние на весь земной шар и контролировавший большую часть этой новой отрасли промышленности. В Венсенне, Монтрёе и Жуанвилле пять студий работали ежедневно. Электрификация позволила им работать без солнечного света.

В международной торговле фильмами также хозяйничал Патэ. В каждой стране его отделения и филиалы грозили смести соперников. Тысяч метров фильмов, ежедневно выпускаемые в Венсенне, задавали тон всему миру. В эпоху своего расцвета Патэ достиг большего господства в кино промышленности, чем то, которым обладает теперь громадный и мощный Голливуд. Правда, в то время значение кино было меньше, чем сейчас!

Жорж Садуль “История киноискусства” глава V “Первые шаги Патэ”

Кинетоскоп Эдисона: фильмы Лаури Диксона и Эдмунда Кина

Жорж Мельес – создатель первых кинематографических спектаклей

Англия – родина киножанра “погони и преследования”

Начало деятельности Шарля Патэ и фильмы Фердинанда Зекка

Кинодороги

Вы можете оставить комментарий, или поставить трэкбек со своего сайта.

Написать ответ