«Стиляги» – это лоскутное одеяло, киноквилт, кинематографический пэчворк, картина из света и красок, сделанная с немалым вкусом, старанием и вдохновленная любовью к самозабвенным шутам – стилягам, которые бросают вызов рутине, насмехаются над шаблонами.
Глупо было бы предъявлять даже малейшие претензии к Тодоровскому насчет исторических несоответствий. Это кино – не хроника времени, не исследование, не психологическая медитация. Это кино – праздник, фейерверк, кафешантан.
Я лично не заметил ни одного стилистического сбоя. Фильм выдержан «от и до», он – как разрисованный всеми цветами радуги воздушный шар, он весь мыльный пузырь – переливается и дрожит на ладони. Ан нет – не лопается.
Фильм колоссально энергетически заряжен. Смотришь его с радость, вспоминаешь с удовольствием. Его можно пересматривать, не морща нос – с любого места, отмечая: «хорошо, хорошо!».
Ну, наверное, найдутся те, кто захочет заняться глубинной смысловой ловлей, поворошить фильм концептуально, посетовать на бессодержательность.
Да, «Стиляги» ничего не содержат, кроме радости от того, что всегда, в любые времена и в любых обстоятельствах возможен вызов – себе и миру. И этот вызов – это не пощечина общественному вкусу и не проверка себя на «вшивость». Это естественная потребность человека наслаждаться своей уникальностью, непохожестью на других и признавать за всеми право на непохожесть и право наслаждаться ей.
Есть фильмы надменные, есть строгие, простодушные, изысканные, манерные, доступные, разные! Перефразируя фразу Бюффона можно сказать: «Фильм – это человек». Это кино – не хочет нравиться и не хочет соответствовать нашим ожиданиям. Оно просто наслаждается своим присутствием в российском киномире. То есть, возможно, я дохожу этим утверждением до ереси, утверждая, что фильмы обладают какими-то желаниями и ожиданиями в отношении нас – своих зрителей. Ну и что ж с того? Да, мне кажется, что «Стиляги» – кино, для которого любая негативная оценка, что капля воды на гусином крыле. Оно свободно, оно дорожит собственной свободой и Валерий Тодоровский – молодец! – он поймал это ощущение свободы и выпустил его, как драгоценную бабочку, раскрыл ладони. Это кино, сделанное с наслаждением.
Браво, браво! Конечно, я хочу видеть современное российское кино разным. Пусть оно приходит, является к нам под разными обличьями, изображая разных людей. Но этот стиляжий денди уж очень пришелся к нашему слегка замшелому кинодвору.
«Человек и кошка порошок тот примут, и печаль отступит и тоска пройдет».
***
“Стиляги”,
музыкальный фильм, Россия, 2008 г.
Режиссер – Валерий Тодоровский
Сценарий – Юрий Коротков, Валерий Тодоровский
Оператор – Роман Васьянов
Композитор – Константин Меладзе
В главных ролях:
Антон Шагин – Мэл
Оксана Акиньшина – Польза
Евгений Хиривская – Катя
Максим Матвеев – Фред